Госзакупки: новые правила игры на полянке здравого смысла
Определять фаворитов по госзаказу планируется по стоимости договора и квалификации участников.
15 декабря свершилась Всероссийская онлайн-конференция «Госзакупки – 2021. Эффективность. Прозрачность. Доступность». Мероприятие прошло при поддержке Министерства денег РФ, Федеральной антимонопольной службы Рф и Федерального казначейства.
Всем издавна понятно, что уходящий 2020-й стал годом вызовов, требовавший поиска и принятия инноваторских решений и подходов. И в это сложное время профессия муниципального и городского заказчика стала играть одну из важных ролей. Благодаря их слаженной работе продолжали работать предприятия, строиться поликлиники, детские сады и производиться остальные жизненно-важные функции. И этому содействовала обретенная упругость в идей и действиях. Так, остро встала необходимость новых способов в повышении конкуренции закупок. Тем паче что в процессе пандемии многие закупки проводились в очень сжатые сроки, но все же добивались высочайшей конкурентности. В то же время вопрос экономии экономных средств добивался огромного количества участников на торгах.
Сейчас для увеличения конкурентности закупок используются два решения, основанные на искусственном уме и машинном обучении. 1-ое – это новенькая рекомендательная система, которая рекомендует поставщикам, в каких торгах им целенаправлено поучаствовать. Она анализирует всю историю их роли в закупках, регион, специфику деятельности – всего более 300 характеристик. И в итоге в 8 случаях из 10 поставщик пользуется этой рекомендацией и подает заявку, что увеличивает эффективность на 5%.
2-ая система позволяет заблаговременно предвидеть, какие торги с высочайшей степенью вероятности будут не состоявшимися – «угаданными» оказываются 37-38% таких процедур.
И все-же основная награда не у техники, а людей, поставленных в новые условия.
Дорогу новациям
Год был томным и исходя из убеждений законотворчества, а главная роль принадлежит Оптимизационному пакету поправок по 44-ФЗ, работа над которым идет до сего времени. О том, за что боролась ФАС, и что удалось внести, сказал заместитель управляющего ФАС Рф Миша Евраев.
Революцией-2020 в сфере госзаказа стала внедренное в 44-ФЗ «согласие» на роль в закупке в сфере строительства, позволившее отрешиться от наполнения бизнесменами многостраничных заявок, которые приводили к их отклонениям по формальным поводам. Не считая того, «цикличность» проведения закупки ограничена 2-мя процедурами, отменена неотклонимая наружняя экспертиза и появилась возможность заключить договор со вторым участником закупки в случае расторжения договора.
До 2-ух часов сокращается время с момента окончания подачи заявок полностью на все электрические аукционы до их начала. В предстоящем это время будет еще сокращаться и придет к нулю – в онлайн-формат.
Уже давным-давно необходимо было перевести подачу жалоб в ЕИС – и в конце концов это свершилось. К слову, полный официальный документооборот уже издавна должен идти через ЕИС, ведь это в интересах всех сторон – но это пока исключительно в планах.
Введена универсальная предквалификация, основной смысл которой заключается в борьбе с проф жалобщиками, а не в смене деятельности участника закупок.
Главная норма, за какую особо ратовала ФАС – это Рейтинг деловой репутации. И пусть сейчас он занимает в Оптимизационном пакете всего две строки, но есть ясное понятие, как он должен смотреться. Это будут количественные характеристики выполненных договоров поставщиком, совокупная цена договоров, наибольшая цена 1-го договора, была ли включена компания в Рейтинг нерадивых поставщиков и сколько раз, соотношение штрафных санкций с исходной (наибольшей) либо конечной ценой договора, при этом само наличие штрафов – это хорошо.
Именно тогда появится мотивация для тех компаний, которые работают радиво – ведь на данный момент ее вообщем нет, и это некорректно, система не сбалансирована. Для таких компаний нужно ввести определенные экономические преференции – зависимо от места в рейтинге должно понижаться обеспечение, при этом не на 5-10%, а в 2-3 раза. Также это нужно использовать при оценке и сравнении заявок.
Как увидел Миша Евраев, будущее за 2-мя показателями – стоимость договора и квалификация участников. Это в совокупы и будет определять фаворитов по госзаказу.
Еще одна главная норма – возможность обжалования бизнесменом решение заказчика об однобоком расторжении договора. Это будет не жалоба в традиционном смысле слова, сущность в том, были ли основания либо нет. При этом включение компании в РНП будет рассматриваться сразу.
Контроль и объяснения
В целом работа ФАС строится по двум фронтам – контроль и улучшение законодательства, ведь без разумных и понятных правил никакого контроля быть не может. Для этого в уходящем году ведомство выпустило огромное количество объяснений по всем острым, сложным и спорным вопросам, в итоге чего поток писем свалился на 90%.
Так, к примеру, об осуществлении малых закупок, по которым возбуждалось неограниченное количество уголовных дел. Если заказчик не превосходит лимиты по 44-ФЗ, то по малым объемам он может закупать продукты хоть каждый денек при условии неразделения единой проектно-сметной документации на закупки малого объема и при отсутствии сговора.
2-ое объяснение касается формирования лотов на торгах по содержанию ремонта автодорог – тут все числа привязаны к численности населения городка, городского образования и региона.
Последующее – разграничение понятий применяемых и поставляемых продуктов на госзакупках. Так, если продукт не передается заказчику по товарной затратной либо по акту передачи и если он не принимается к бухгалтерскому учету – это применяемый продукт. Также к ним относятся строй расходные материалы, моющие средства и все, что применяется при выполнении услуг и работ.
Другое объяснение связано с предоставлением решения об одобрении большой сделки в рамках 44-ФЗ. Если компания прошла аккредитацию, то одобряется сделка на сумму, которая не превосходит одобренную при аккредитации сумму.
Были выпущены и другие объяснения, но Миша Евраев особо увидел, что категорически нельзя не считать договоры, по которым были штрафные санкции. Если поставщик сорвал договор, он должен попасть в Реестр нерадивых поставщиков, а если не сорвал, но были штрафные санкции – означает, договор исполнен.
Новые правила игры в закупки
Кроме этой выполненной работы, в рамках имеющейся чрезвычайной ситуации Правительством РФ был подготовлен законопроект о закупках, вылившийся в 98-ФЗ, который значительно изменил механизмы закупок и скорректировал их условия. Из 44-ФЗ были убраны нормы, предусматривающие проведение предотбора при ЧС. Сейчас под это действие попадают не только лишь закупки, которые призваны устранить последствия ЧС, да и в том числе закупки, направленные на предотвращение ЧС, связанные с трагедиями, техногенными ситуациями и оказанием гуманитарной помощи. Также в рамках принятых конфигураций в этом году предоставлено право определять единственного поставщика за счет запасного фонда.
Но принятые меры по нераспространению коронавирусной инфекции поставили на грань неисполнения либо несвоевременного выполнения заключенные договоры. Основной риск появлялся у поставщиков из-за взыскания неустойки, наложения пени и т.д. Потому были внесены конфигурации, предусматривающие в 2020 г. возможность списания штрафов либо неустоек за просрочку выполненных обязанностей, вызванных новейшей коронавирусной заразой. В итоге сейчас все подобные начисленные подрядчику-исполнителю штрафы подлежат полному списанию.
Также были значительно снижены денежные нагрузки на субъекты малого предпринимательства, в том числе в рамках размеров обеспечения выполнения договоров. Очередное нововведение, позволившее снять нагрузку с подрядчиков-исполнителей по договорам – это корреспонденция случаев предоставления обеспечения выполнения договора с казначейским сопровождением. Внесены конфигурации, предусматривающие необходимость предоставления обеспечения лишь на тот размер договора, который не попадает под казначейское сопровождение.
Что год будущий нам готовит?
Как отметила директор Департамента экономной политики в сфере контрактной системы Минфина Рф Татьяна Демидова, в рамках уже принятых конфигураций ожидается вступление в силу ряда инноваций.
К примеру, возникает закупка в электрических магазинах в объеме до 3 млн руб. с внедрением операторов электрической площадки. А в перспективе ожидается разработка акта Правительства, регулирующего взаимообмен инфы, размещенной в электрических магазинах у соответственных операторов для формирования единой базы данных по предлагаемой продукции. Сейчас закупку можно выполнить в течение 3 дней – один денек нужен для размещения предложения и определения фаворита, а два – на заключение госконтракта.
Сразу с этим вступают в силу конфигурации, которые упрощают и делают более оперативным процесс закупки методом запроса котировок. Срок заключения договора будет составлять 7 дней с момента размещения уведомления. Исходная наибольшая стоимость договора тут может достигать до 3 млн руб. с применением общего ограничительного объема 10%.
С начала 2021 г. станут применяться сложные акты по импортозамещению, зачем в уходящем году был внесен ряд всеохватывающих конфигураций в рамках 44-ФЗ и подзаконных актов, предусматривающих создание механизма всеохватывающего прослеживания страны производства продукта, в том числе при объявлении закупки, подаче заявки, формировании протоколов и т.д. Создается Единый реестр Евразийской индустрии, который также будет применяться при госзакупках.
Естественно, самый непростой и большой законопроект, внесение в Госдуму которого ожидается до конца уходящего года – это Оптимизационный пакет. Он оставляет самые действенные методы закупки – конкурс, аукцион и запрос котировок, сохраняя механизм заключения договора с единственным поставщиком. Также пресекается право обжалования и опасности неисполнения договора, не владеющих опытом выполнения госконтрактов, зачем устанавливается универсальная стоимостная квалификация.
Плюс ко всему с его принятием ожидается автоматизация всего процесса закупки, включая обмен документами, что дозволит проводить полный мониторинг инфы и ее анализ. Также будет утверждена типовая форма договора со структурированными полями. Все это дозволит уменьшить сроки заключения договора и его расторжения.
Не считая того, до конца года ожидается принятие решений Конституционного Суда по включению в Реестр нерадивых поставщиков.
Что все-таки касается ФАС, то в планах ведомства улучшать 223-ФЗ по аналогии с 44-ФЗ. Естественно, они не должны стать схожими. Но, к примеру, направление жалоб через ЕИС – это разумное изменение, которое должно быть прописано и в 223-ФЗ. Это касается и требований к банкам, они могут отличаться от 44-ФЗ, но круг банков и форма гарантии должны быть верно прописаны в обоих законах. Аналогично и с универсальной предквалификацией, и Рейтингом честных поставщиков.
Также нужно ограничить список электрических площадок – с переходом на их возросло и количество электрического мошенничества.
Все эти меры оказывают влияние на качество продуктов, но, как подытожил Миша Евраев, приниматься они должны со здравым смыслом.
Добор телескопический Сохо/Сиэтл 2130Х100 мм цвет лофт темный
Добор телескопический «Сохо/Сиэтл» применяется при установке межкомнатных дверей и наращивает ширину дверной коробки до толщины стенки. Длина добора — 2,13 м, ширина — 100 мм. Деталь присваивает дверному просвету завершённый вид.
Особенности
Установка добора делается в особые пазы без использования шурупов либо гвоздиков. Наружный материал — ПВХ цвета «лофт темный».
По мере надобности деталь просто обрезается до подходящего размера.
Делается в Рф.